Компенсаторы износа. Способ ремонтных размеров

В ремонтной практике различают три основных метода ремонта деталей: восстановление детали с первоначальными формой и размерами; восстановление детали или функциональных способностей станка (механизма) при использовании компенсаторов износа; восстановление деталей (узлов) по способу ремонтных размеров.

Восстановление первоначальных размеров в изношенных деталях, пригодных к эксплуатации, в ряде случаев возможно с применением компенсаторов износа. Детали-компенсаторы могут быть сменными и подвижными. Сменные компенсаторы, как наиболее простые, широко используются в практике.

Напрессованная на вал втулка после износа заменяется новой, которая обрабатывается по наружному диаметру до необходимого размера и класса шероховатости.

Полувтулки, установленные на коренных шейках коленчатого вала, в значительной степени облегчают его ремонт. После износа полувтулки снимаются и заменяются новыми. Обычно полувтулки закрепляют эпоксидной смолой либо клеями БФ. После отверждения клея коленчатый вал устанавливают на токарный или шлифовальный станок для механической обработки этих полувтулок но диаметру.

В корпусные детали устанавливают втулки на резьбе или запрессовкой. Втулки предварительно обрабатывают по внутреннему диаметру. После установки втулки деталь закрепляется и выверяется на токарном либо расточном станке, и втулка окончательно растачивается в корпусе детали до необходимого размера.

Эффективно также восстановление направляющей салазок станков путем установки (замены) наделок. Наделки изготавливаются из текстолита, капрона, бронзы, баббита или чугуна и в зависимости от условий работы сопрягаемых деталей крепятся латунными винтами либо склеиванием.

Особенно удобны в эксплуатации подвижные компенсаторы износа, применяемые для уменьшения зазора и повышения жесткости системы между такими сопрягаемыми деталями, как станина — суппорт, стол — каретка, станина — консоль и т. д. Они путем лишь регулировки позволяют компенсировать износ деталей станка.

Конструкции подвижных компенсаторов различны. Наиболее применимы в станках подвижные компенсаторы с промежуточными элементами типов «планка» и «клин». Перемещая клин вдоль направляющих винтами, установленными на обоих концах клина, и поджимая его, можно получить необходимый зазор или вообще (при необходимости) заклинить сопрягаемые детали. Последнее бывает необходимо, если требуется повысить жесткость станка при выполнении той или иной операции (например, отрезка, чистовая расточка и т. п.).

Способ ремонтных размеров. Некоторые детали или отдельные их элементы невозможно восстановить до прежних размеров либо процесс восстановления является экономически нецелесообразным. В этом случае ремонт осуществляется способом ремонтных размеров. Наиболее часто способ ремонтных размеров применим для сопрягаемых деталей типа «вал — втулка». В этом случае из двух сопрягаемых деталей ремонтируется одна, наиболее дорогостоящая или металлоемкая деталь, а другая изготовляется заново. Перевод ремонтируемой детали на ремонтный размер в ряде случаев может быть произведен до четырех раз. Обычно ремонтные размеры для часто ремонтируемых деталей рассчитываются заранее, но можно определить эти размеры и в процессе ремонта.

При переводе деталей на следующий ремонтный размер диаметр ремонтируемого вала постепенно уменьшается, а диаметр отверстия ремонтируемой детали постепенно увеличивается.

Количество ремонтных размеров устанавливается исходя из предельно допустимого размера сопрягаемых элементов деталей, а именно, из минимального диаметра ремонтируемого вала и максимального диаметра ремонтируемого отверстия. Величины Dmax и rfmin определяются аналитическим путем исходя из расчета на прочность и конструктивных особенностей детали.

Способ ремонтных размеров применяется не только для простых деталей типов «вал — втулка», «поршень — гильза» и т. п., но и для деталей типов «шпиндель, подшипники», корпусные детали с валами и т. д. Например, при ремонте шестеренчатого насоса вместо установки компенсационных втулок можно расточить корпус под ремонтный размер, изготовив новые шестерни.

Ремонтные размеры могут быть применены и для резьбовых соединений, где при износе увеличивают внутренний размер резьбы (гайки), а винты заменяют новыми. В частности, подобным методом ремонтируют корпусные детали с резьбовыми отверстиями.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:

Copyright © 2017 Современные технологии обработки древесины. All Rights Reserved.
При использовании материалов сайта гиперссылка на www.technologywood.ru обязательна.