СИСТЕМА ПЛАНОВО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА

В работе станков без нарушения процесса производства, то есть в обеденный перерыв, между сменами, во время переналадки станков, в выходные и праздничные дни.

Технический уход за оборудованием выполняют рабочие-станочники, а также и дежурный персонал ремонтной службы цехов (слесари, электрики, смазчики, шорники и др.).

Межремонтное обслуживание станков-автоматов и автоматических линий производится ежесуточно, в зависимости от длительности эксплуатации станка-автомата или автоматической линии: при работе в две смены в нерабочую смену, а при трехсменной работе — между сменами или в обеденные перерывы. Выполняется оно силами наладчиков и операторов с привлечением по необходимости работников отдела цехового механика.

Межремонтное обслуживание грузоподъемных машин, управляемых из кабины, осуществляется каждую смену крановщиками (машинистами), дежурными слесарями и электромонтерами. Грузоподъемные машины, управляемые с пола или дистанционно, осматриваются работниками, допущенными к их эксплуатации. Результаты осмотров при сдаче смен фиксируются в журнале, который просматривается дежурными работниками ремонтной службы; отмеченные неисправности устраняются ими. Работник, устранивший неисправность, указывает об этом в журнале, что является разрешением для дальнейшей эксплуатации. Эти мероприятия обусловлены повышенной опасностью эксплуатации грузоподъемного оборудования.

Межремонтное обслуживание станков включает в себя выполнение целого ряда работ: промывку станков или их отдельных узлов, смену или пополнение масла в системах смазки или приводах, проверку геометрической точности и жесткости, профилактические осмотры и др.

Промывку станков выполняют согласно инструкции завода-изготовителя с учетом условий эксплуатации. Перечень станков и отдельных узлов, подвергающихся промывке, а также ее периодичность устанавливаются отделом главного механика предприятия. Промывка осуществляется работниками ремонтной службы без нарушения процесса производства в перерывах в работе станков.

Смена или пополнение масла у станков с централизованной и картерной системами смазки производится по специальному графику работниками ремонтной службы. В ряде станков это выполняется рабочими-станочниками по мере надобности.

Проверка геометрической точности станка производится после плановых ремонтов, а также профилактически но особому плану-графику для прецизионного и финишного оборудования и для некоторых станков, являющихся составной частью автоматических линий. Проверку геометрической точности станков проводят в соответствии с нормами, предусмотренными ГОСТ или техническими условиями. Перечень станков, подлежащих проверке на геометрическую точность, устанавливает главный технолог предприятия; периодичность этой проверки определяет главный механик предприятия. Проверка геометрической точности станков выполняется работниками отдела технического контроля при участии слесарей-ремонтников.

Проверка жесткости станка производится после капитального или среднего планового ремонта его. Проверка жесткости осуществляется в соответствии с нормами ГОСТ для конкретных металлорежущих станков: токарных, револьверных, вертикально-сверлильных, радиально-сверлильных, консольно-фрезерных и др.

Профилактический осмотр проводят с целью проверки состояния станка, устранения мелких неисправностей и выявления объема подготовительных работ, подлежащих выполнению при очередном плановом ремонте. Осмотры станков производят слесари ремонтных служб в соответствии с имеющимся в каждом цехе месячным планом. При необходимости для осмотра привлекаются станочники, работающие на осматриваемом станке.

Осмотр, как правило, осуществляется без разборки отдельных узлов или агрегатов для выявления видимых дефектов, для проверки состояния и работы станка в целом и по узлам: проверка прочности и плотности неподвижных жестких соединений, таких как станин с фундаментом, столов, кронштейнов, стоек со станиной, блоков станины между собой, крепления на валах шкивов, маховиков, звездочек, зубчатых колес, фрикционных дисков и др. Вскрытие крышек узлов при наружных осмотрах и визуальная проверка состояния механизмов обычно не делаются. В ходе осмотра при необходимости выполняют регулирование зазоров винтов и гаек суппортов, кареток, траверс, ходовых винтов, подшипников шпинделя, фрикционов, проверяют плавность перемещения столов, ползунов. Выполняется также подтяжка клиньев и прижимных планок, тормозов, осуществляется подтягивание расслабленного крепежа или его замена.

При осмотрах проверяются плавность переключения рукояток скоростей и подач, состояние направляющих станин, кареток, траверс и других трущихся поверхностей, осуществляются проверка и регулировка натяжения пружин, определяется исправность действия ограничителей, переключателей, упоров, состояние систем охлаждения, смазки и гидравлики, оградительных устройств. Если при осмотре обнаружена мелкая неисправность, то производится необходимый ремонт тут же, во время осмотра. Во время осмотра некоторых станков выполняются также разборка и промывка узлов, требующих по условиям эксплуатации станка операции «промывка».

Выявленные при осмотре изношенные детали, требующие замены при ближайшем плановом ремонте, записываются в предварительную дефектную ведомость. В случае обнаружения крупной неисправности при осмотре составляется дефектная ведомость, и станок (узел станка) подлежит ремонту. После устранения обнаруженных дефектов станок сдается производственному мастеру участка (цеха) для проверки качества выполненных работ.

Следует отметить, что при осмотрах профилактические испытания электрооборудования и электрической части станков осуществляются работниками службы главного энергетика предприятия, а профилактические осмотры грузоподъемных машин, которые обслуживаются прикрепленными к ним дежурными слесарями, производятся в сроки, определенные графиком, составленным цеховым механиком.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:

Copyright © 2025 Современные технологии обработки древесины. All Rights Reserved.
При использовании материалов сайта гиперссылка на www.technologywood.ru обязательна.